Торпедные катера

Кроме того, океанские торпедные катера представляли собою малую и подвиж­ную мишень, поразить которую было очень трудно. К тому же тяжелой броней, из-за которой линкоры были столь дорогостоящими и — устрашающими, в то время покрывали в основном палубы и надстройки, чтобы защититься от навес­ного бронебойного огня с других кораблей, снабженных крупнокалиберными пушками; поэтому взрывы зарядов торпед, направляемых на незащищенные части ниже ватерлинии, могли оказаться убийственно эффективными.

Вывод, к которому следовало прийти, казался вполне очевидным: с появ­лением торпедного катера дорогостоящий линкор стал фатально уязвим, и нужно было, преодолев инертный консерватизм, строить ВМС на новой и более экономичной основе. Такие доводы приводила «Молодая школа» военно-морских офицеров (франц. JeuneEcole), влиявшая на военно-морскую политику Франции с 1880-х годов и нашедшая поддержку даже в британском королевском ВМФ, а также среди служащих менее мощных флотов, у которых было больше причин приветствовать отмену линкоров.

Изобретение передвижных кранов не вылилось в отрицание достоинств автопогрузчиков с вильчатым захватом, да и ножи не были видоизменены ради того, чтобы оспорить преимущество консервных ножей в их единствен­ной функции. Но ни первый, ни второй пример не относятся к парадок­сальной области стратегии, где любое действие может вызвать сознательное и творческое противодействие, обходящее стороной достижения противника. Это противодействие можеТ привести к парадоксальному совпадению успеха и поражения, причем особенно динамично в том случае, если начальное дей­ствие произвело сильный эффект. И это применимо как к коренным техни­ческим новшествам, так и к успеху и поражению в более широком контексте войны и мира.

Добавить комментарий